Критика «Голоса Америки» Дональдом Трампом: финансирование не обязательно означает «одобрение»

9 мая 2020

Для руководителя новостной службы «Голоса Америки» эта новость была слишком сенсационной, чтобы упустить ее, и она приняла судьбоносное решение.

Буквально через десять дней после терактов 11 сентября, унесших жизни 2 977 американцев, Мулла Омар, ближайший друг и покровитель Усамы бен Ладена в Афганистане, обычно предпочитавший оставаться в тени, предложил дать эксклюзивное интервью Пуштунской службе «Голоса Америки».

Мирна Уитсворт, которая в то время исполняла обязанности директора «Голоса Америки», поручила двум журналистам взять телефонное интервью у таинственного лидера Талибана, который позволил Бин Ладену, организовавшему теракты 11 сентября, поселиться в Афганистане.

Через какое-то время в администрации Джорджа Буша-младшего стало известно, что «Голос Америки» готовит этот материал. Уитсворт позвонили из Госдепартамента, заявив ей, что выход в эфир интервью с Муллой Омаром будет «политическим самоубийством».

Хотя администрация Буша «уважала право агентства на объективное освещение новостей», официальные лица не хотели, чтобы «Голос Америки» «поступал так, чтобы складывалось впечатление, что он играет на руку врагу», — заявил в недавнем интервью Ричард Бушер, занимавший на тот момент пост пресс-секретаря Госдепартамента.

«Голос Америки» — финансируемая из федерального бюджета мультимедийная организация. Она производит контент на более чем 40 языках, ее аудитория достигает 280 миллионов человек в неделю. «Голос Америки» был создан во время Второй мировой войны и обладает предоставленным Конгрессом США правом на всеобъемлющее, правдивое и независимое освещение новостей.

Однако трения в отношениях «Голоса Америки» и Белого дома происходят на протяжении десятилетий. В основном из-за уникальности этой полунезависимой — и иногда действующей напористо — медиакомпании, функционирующей внутри бюрократической системы федерального правительства.

В прошлом месяце президент Дональд Трамп последовал примеру некоторых своих предшественников, выступавших с критикой в адрес «Голоса Америки», но сделал это с беспрецедентной резкостью.

«Если бы вы слышали, что говорит „Голос Америки“. Это отвратительно. Они произносят отвратительные вещи в адрес нашей страны», — заявил президент в ходе брифинга о борьбе с коронавирусной эпидемией в Розовом саду Белого дома 15 апреля.

Претензии Трампа связаны с двумя обстоятельствами: одно из них — это то, что «Голос Америки» в своих материалах ссылался на сомнительную статистику Китая по количеству зараженных и умерших от коронавируса. «Голос Америки» это обвинение решительно отвергает.

Кроме того, президента возмутил тот факт, что ему более двух лет не удается назначить нового руководителя Агентства США по глобальным медиа (в состав которого входит «Голос Америки») из-за препятствий, создаваемых демократами в Сенате США.

Трамп ранее уже жаловался на то, что ему не хватает контроля над государственной медиакомпанией, отражающей его ценности и ценности его сторонников. В ноябре прошлого года Трамп предложил создать государственную глобальную новостную сеть в целях противодействия «несправедливым» и «фейковым» репортажам CNN, чтобы показать всему миру, насколько «великой» страной являются США.

Однако, как показывает интервью с Муллой Омаром, а также другие примеры, Трамп — не первый президент, критикующий работу «Голоса Америки». Это связано со следующим: несмотря на то, что эта организация обычно находится под контролем политических назначенцев Белого дома, новостной контент, создаваемый профессиональными журналистами, согласно закону обязан быть непредвзятым.

Редакционная политика государственного вещателя

Белый дом и Госдепартамент США отклонили запрос «Голоса Америки» с просьбой прокомментировать обвинения президента Трампа, либо прокомментировать обвинения, опубликованные в информационном бюллетене Белого дома, выпущенном в начале апреля, где «Голос Америки» обвинялся в распространении китайской пропаганды — в связи с использованием предоставляемой КНР статистики по пандемии коронавируса.

Директор «Голоса Америки» Аманда Беннетт отвергла эти обвинения, подчеркнув, что новостная организация «стремится публиковать только объективные материалы, основанные на фактах, и не может служить рупором кого бы то ни было».

В самом деле, по подсчетам организации Reporters Committee, выступающей за свободу прессы, «Голос Америки» почти 20 раз рассказывал о китайской дезинформации.

Такой взвешенный подход к редактуре не всегда был официальной политикой «Голоса Америки». После того, как это государственное агентство было сформировано в 1942 году для борьбы с нацистской пропагандой посредством распространения объективных новостей, на протяжении первых десятилетий, материалы «Голоса Америки» предварительно получали одобрение.

По словам Николаса Калла, профессора публичной дипломатии в Университете Южной Калифорнии, в период Карибского кризиса «Голос Америки» по существу «функционировал под надзором правительства».

Калл отметил: «Должностное лицо, назначаемое Информационным агентством США, контролировало „Голос Америки“. Чиновник должен был утверждать каждый сценарий».

Этот подход пошатнулся во время Уотергейтского скандала, который привел к отставке президента Ричарда Никсона в 1974 году. По словам Калла, журналисты «Голоса Америки» настаивали на всестороннем освещении расследования по обвинениям в противоправной деятельности, предъявленным президенту. «Голос Америки» столкнулся с сопротивлением должностных лиц из Информационного агентства США, предпочитавших более положительное освещение ситуации.

Журналисты хотели превратить Уотергейтский скандал в «переданный по радио урок гражданственности, который должен был демонстрировать, что сила Америки заключается не в том, что ее президент никогда не ошибается, а в способности Конгресса США исправить эту ошибку в рамках установленной законами процедуры», — продолжает Калл. В конечном счете был достигнут компромисс: каждый раз, когда выходила критическая программа о президенте, должна была также выйти и передача с позитивной информацией.

По мнению Калла, в результате программы выглядели довольно странно: «По радио говорили, что сегодня президента объявили участником Уотергейтского кризиса…. и, что Первая леди США госпожа Никсон открыла новую школу в Вашингтоне».

Запрещено демонстрировать предвзятость

В 1976 году Конгресс США и руководство «Голоса Америки» решили, что агентство нуждается в более четко прописанной редакционной политике, необходимой для обеспечения доверия иностранной аудитории.

Конгресс подготовил Хартию, согласно которому «Голос Америки» был обязан публиковать только достоверные новости, причем содержание его передач должно было отражать разнообразные точки зрения, существующие в американском обществе, сопровождать передачи разъяснениями и обсуждениями политики США.

Принятые в 1994 и 2016 годы нормативные акты окончательно установили редакционную политику, защитив журналистов от политического влияния; агентство призвали соблюдать «высочайшие профессиональные стандарты журналистики», в то же время, не уклоняясь от «основных целей внешней политики Соединенных Штатов».

По словам Ричарда Стенгела, бывшего редактора журнала «Тайм» и бывшего помощника госсекретаря, ответственного за публичную дипломатию в администрации президента Обамы, именно независимость отличает «Голос Америки» от некоторых его конкурентов.

«Голос Америки» — не государственный вещатель Соединенных Штатов в том понимании, которое присутствует в государствах с авторитарными режимами. Это не то, что делает Северная Корея, Китай, Куба или подобные им страны. Это независимая вещательная компания, которая интересна и которой восхищаются миллионы людей во всем мире", — сказал Стенгел.

Американское вещание. Назначенное Белым домом руководство

Несмотря на то, что журналисты «Голоса Америки» обязаны производить объективные новости, агентство подчиняется исполнительной ветви власти, уполномоченной назначать главу головной организации «Голоса Америки» — Агентства США по глобальным медиа.

Агентством США по глобальным медиа контролируются пять финансируемых федеральным правительством публичных СМИ, передающих новости в страны, где ограничена свобода прессы. Главный исполнительный директор Агентства США по глобальным медиа, вместе с двухпартийным советом исполнительных руководителей служб СМИ и специалистов по международным делам, назначает глав входящих в его состав структур, в том числе «Голоса Америки».

В июне 2018 года президент Трамп номинировал Майкла Пэка, консервативного продюсера документальных фильмов и медиа-менеджера, на пост главы Агентства США по глобальным медиа.

Сенатор-демократ Боб Менендез недавно направил письмо в Белый дом, в котором указав, что Пэк должен ответить на вопросы комитета Сената, в связи с рядом обвинений, в том числе — о заключении им ряда сделок, его налоговыми декларациями, и предположительными «негативным обстоятельствами», связанным с его увольнением с предыдущей должности.

Представительница Пэка заявила «Голосу Америки», что Пэк отказывается комментировать эти обвинения в связи с продолжающимся процессом его назначения на должность.

Клиффорд Мэй, возглавляющий консервативный аналитический центр «Фонд защиты демократий», считает, что критика «Голоса Америки» со стороны Трампа вполне оправдана, так как президента раздражает задержка утверждения в должности предложенного им кандидата.

Мэй охарактеризовал Аманду Беннет, директора «Голоса Америки», как ставленницу прежней администрации президента-демократа Барака Обамы, неспособную надлежащим образом разъяснять миру действия администрации Трампа.

«Такое разъяснение должно исходить от „Голоса Америки“. Если не они, кто еще? Это не означает, что не должно быть также передач, посвященных частным мнениям или критике президента. Все это может сосуществовать в условиях сбалансированного освещения событий. И для этого нужны знающие свое дело журналисты, — считает Мэй. — Совершенно ясно, что, по мнению администрации Трампа, нынешнее руководство не справляется со своими обязанностями».

Беннетт, бывший исполнительный руководитель агентства Bloomberg и редактор газеты Philadelphia Inquirer, была назначена директором «Голоса Америки» в марте 2016 года и продолжает руководить этим агентством после того, как Трамп был избран президентом.

Когда в 2001 году возник спор, связанный с интервью Муллы Омара, более ста журналистов «Голоса Америки» подписали петицию, призывающее агентство сопротивляться давлению. В конечном счете, «Голос Америки» передал фрагменты этого интервью и опубликовал заявление, защищающее такое освещение событий от критических обвинений. В частности, в этом заявлении говорилось: «Народ Афганистана слушает нас, афганцы доверяют нам, потому что мы освещаем всю ситуацию целиком».

Бушер, теперь профессор Университета Брауна, отмечает, что впоследствии обе стороны «уклонились» от конфликта. Но, менее чем через две недели после выхода программы с фрагментами интервью, Уитсворт заменили Робертом Рейли, назначенным Белым домом.

«Давление не было откровенным, но мне дали ясно понять, что в дальнейшем я не смогу принимать решений в области редакционной политики», — заявила Уитсворт, профессональный журналист, а не политический назначенец. Она решила уйти на пенсию.

Государственный вещатель в условиях политических трений

По словам Латы Нотт, представляющей организацию «Форум свободы», защищащую свободу слова, в периоды политических разногласий в Соединенных Штатах — например, в условиях импичмента президента или войны — «Голос Америки» может оказываться в затруднительном положении. Но именно в таких обстоятельствах укрепляется доверие аудитории.

«Невозможно переоценить важность факта, что финансируемые федеральным правительством медийные организации не контролируются государством, а независимы», — считает Нотт.

«В природе правительства заложено убеждение, что, если оно платит, то оно и должно заказывать музыку — то есть, его следует показывать в наилучшем свете, — замечает профессор Калл. — Но в природе журналистики заложено сопротивление такому подходу, этика журналистики побуждает к всестороннему освещению событий: чтобы передачи были эффективными, они должны вызывать доверие».

Источники: интервью с сотрудниками «Голоса Америки»; Николас Калл, «Упадок и крах Информационного агентства США: американская общественная дипломатия в 1989—2001 годах», 2008; Алан Хейл-мл., «История „Голоса Америки“», 2003.


 

ИсточникиПравить

Эта статья содержит материалы из статьи «Критика «Голоса Америки» Дональдом Трампом: финансирование не обязательно означает «одобрение»», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Пэтси Видакусвара.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.
 

Комментарии

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.